_1200x800_c35.jpg)
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
СДВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают около 10% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Проявление СДВГ
Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности, невнимательности и импульсивности ребенка. Это основные симптомы расстройства.
- Невнимательность:
- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);
- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
- испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
- избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- постоянно все забывает.
- Гиперактивность:
- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
- часто бывает болтливым.
- Импульсивность:
- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;
- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
- проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний.
Иногда имеются и другие дополнительные признаки:
- нарушение тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письма, рисования);
- нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках);
- нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом);
- затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми – гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.
Причины возникновения СДВГ
В происхождении СДВГ важную роль играют генетические механизмы. Если в семьях имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные проблемы, риск развития гиперактивности составляет примерно 30%.
Примерно в половине случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:
внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности;
- стрессы во время беременности;
- недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);
- преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.
Ошибки в воспитании:
- разность подходов в воспитании (бабушки и дедушки, папы и мамы, воспитатели и учителя);
- непоследовательность требований, предъявляемых ребенку (правила постоянно меняются, ребенок не успевает к ним привыкнуть);
- отсутствие знаний и навыков управления агрессией, и неумение привить их детям;
- недостаток эмоционального тепла: гиперактивные дети часто утомляют, раздражают даже самых близких родственников.
Диагностика
Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется врачом с помощью клинического осмотра, психодиагностических шкал и других необходимых методов.
Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Принципы лечения и коррекции
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации родителям:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
- во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.
Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.