ГУ “Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии”

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика образовательной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы детской ортопедии» обусловлена особой специфичностью и распространенностью детской ортопедической патологии. Отсутствие своевременной диагностики и специализированного лечения приводит к инвалидизации детей, трудностям в бытовой и социальной адаптации, снижению качества жизни и трудоспособности.

Целью образовательной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы детской ортопедии» является профессиональное совершенствование врачей-травматологов-ортопедов и врачей-хирургов по вопросам детской ортопедии.

Задачи образовательной программы повышения квалификации: получение новых знаний об ортопедических заболеваниях детей, современных методах лечения и профилактики; освоение методов и технологий лечения патологической разницы длины нижних конечностей, дисплазии тазобедренного сустава, остеохондропатий, доброкачественных новообразований трубчатых костей, деформаций нижних конечностей, стоп, позвоночника, спондилолистеза.

Виды учебных занятий: лекции, практические занятия.

Методы обучения: клинический разбор и курация пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных исследований, клиническое интервью, составление алгоритмов диагностики и лечения пациентов.

Средства обучения: мультимедийные презентации, медицинская аппаратура и медицинский инструментарий для диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, муляжи, таблицы, слайды.

Продолжительность образовательной программы повышения квалификации составляет 2 недели (80 часов) в очной (дневной) форме получения образования.

Формой итоговой аттестации является собеседование.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Общий раздел (2 часа)

1.1. Основы идеологии белорусского государства (2 часа)

Идеология белорусского государства. Модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь о праве граждан на охрану здоровья. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в Республике Беларусь. Государственная политика в области охраны здоровья и ее направленность.

Приоритетные направления демографической политики. Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы.

Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

2. Профильный раздел (78 часов)

2.1. Патологическая разница длины конечностей (6 часов)

Лекция (2 часа)

Классификация причин неравенства длины конечностей. Комплекс патологических расстройств при разнице длины конечностей. Алгоритм диагностики. Тактика при наблюдении. Методология лечения. Показания для хирургического лечения. История развития оперативных способов удлинения сегментов конечностей и современные хирургические технологии. Метод Илизарова. Основные условия, необходимые для оптимальной регенерации костной ткани. Влияние темпа и ритма удлиняющей дистракции на репаративное костеобразование. Удлинение в режиме высокодробной автодистракции. Мониторинг процессов остеогенеза дистракционного регенерата при удлинении конечностей. Ожидаемые последствия после хирургического лечения. Возможные осложнения при удлинении сегментов конечностей, варианты их устранения и их профилактика. Диспансерное наблюдение при патологической разнице длины конечностей.

Практическое занятие (4 часа)

Клинический разбор и курация пациентов с патологической разницей длины конечностей. Изучение способов дистракции.

2.2. Дисплазия тазобедренного сустава (16 часов)

Лекция (2 часа)

Анатомия тазобедренного сустава и его развитие. Ультразвуковое исследование как объективный метод оценки тазобедренного сустава у ребенка. Показания к рентгенологическому обследованию тазобедренных суставов у детей, способы укладки ребенка при проведении обследования таза. Рентгенометрия тазобедренного сустава, параметры нормы и патологических вариантов.

Лекция (2 часа)

Дисплазия тазобедренного сустава, ее варианты. Тактика при наблюдении. Принципы и особенности консервативное лечение детей первого года жизни: гипсовые повязки, ортезные изделия (подушка Фрейка, разводящие шины различных конструкций) и методология их использования. Динамический контроль при консервативном лечении, диспансерное наблюдение пациентов. Врожденный вывих бедра, его варианты. Диагностический алгоритм. Интерпретация рентгенологических данных. Использование компьютерных диагностических технологий. Классификация патологических изменений тазобедренного сустава по Каламчи.

Лекция (2 часа)

Методология хирургического лечения. Показания и дифференцированный подход в выборе и планировании оперативного вмешательства. Реконструктивные операции на тазобедренном суставе. Виды корригирующих остеотомий таза. Диспансерное наблюдение при дисплазии тазобедренного сустава.

Практическое занятие (10 часов)

Клинический разбор и курация пациентов с дисплазией тазобедренного сустава. Дифференцированный подход в выборе и планировании оперативного вмешательства. Составление алгоритмов лечения пациентов.

2.3. Остеохондропатии (8 часов)

Лекция (2 часа)

Особенности этиопатогенеза остеохондропатий, патологическая анатомия поражений. Клинические проявления основных остеохондропатий (болезни: Лег-Кальве-Пертеса, Оcгуд-Шляттера, Келлера I и II, Гаглунда, Шоермана-Мау и т.д.). Лучевая диагностика остеохондропатий и ее особенности. Тактика при наблюдении. Методология лечения.

Лекция (2 часа)

Показания к хирургическому лечению и его варианты. Реконструктивные оперативные вмешательства на тазобедренном суставе при болезни Лег-Кальве-Пертеса. Диспансерное наблюдение при остеохондропатиях. Принципы профилактики остеохондропатий.

Практическое занятие (4 часа)

Клинический разбор и курация пациентов с остеохондропатиями. Изучение особенностей лучевой диагностики остеохондропатий. Составление алгоритмов диагностики и лечения пациентов.

2.4. Доброкачественные новообразования трубчатых костей (8 часов)

Лекция (2 часа)

Основные группы доброкачественных новообразований костей у детей и подростков: хрящевые, остеогенные, фиброгистиоцитарные, гигантоклеточная опухоль, сосудистые и опухолеподобные поражения, фиброзные, гематопоэтические, хордальные, гладкомышечные, липогенные, нейральные. Этиопатогенез, особенности клинического проявления.

Лекция (2 часа)

Диагностический алгоритм доброкачественных новообразований костей. Тактика при наблюдении. Особенности хирургического лечения. Диспансерное наблюдение при доброкачественных новообразованиях трубчатых костей.

Практическое занятие (4 часа)

Клинический разбор и курация пациентов с доброкачественными новообразованиями трубчатых костей. Принципы диагностики и тактики хирургического лечения. Составление алгоритмов лечения пациентов

2.5. Деформации нижних конечностей (8 часов)

Лекция (2 часа)

Виды осевых деформаций нижних конечностей. Этиопатогенез деформаций нижних конечностей. Болезнь Блаунта. Рахит и его последствия. Обследование и особенности диагностики. Тактика при наблюдении. Методология лечения.

Лекция (2 часа)

Показания для хирургической коррекции деформаций нижних конечностей. Варианты оперативных вмешательств. Особенности методологии хирургической коррекции. Диспансерное наблюдение при деформации нижних конечностей.

Практическое занятие (4 часа)

Клинический разбор и курация пациентов с деформациями нижних конечностей. Изучение показаний для оперативного вмешательства.

2.6. Деформации стоп (8 часов)

Лекция (2 часа)

Основные деформации стоп. Врожденная косолапость: определение и классификации, современные взгляды на этиопатогенез, клиническая и рентгенологическая диагностика. Особенности течения врожденной косолапости различных этиологических форм. Консервативное лечение: метод Понсети. Хирургическое лечение: показания, методики, профилактика осложнений. Особенности послеоперационного ведения и исходы. Диспансерное наблюдение при деформациях стоп.

Лекция (2 часа)

Вертикальный таран. Клиническая и рентгенологическая диагностика. Методология лечения, варианты хирургической коррекции. Диспансерное наблюдение при вертикальном таране. Плоская стопа. Клиническая и рентгенологическая диагностика. Методология консервативного лечения. Показания к хирургическому лечению и основные виды операций. Диспансерное наблюдение при плоской стопе.

Практическое занятие (4 часа)

Клинический разбор и курация пациентов с деформациями стоп. Изучение показаний к хирургическому лечению и особенностей послеоперационного ведения пациентов.

2.7. Ортопедические деформации позвоночника: идиопатический сколиоз, патологический кифоз, врожденные аномалии развития позвоночника (16 часов)

Лекция (2 часа)

Анатомо-биомеханические и физиологические особенности позвоночника. Основные деформационные поражения позвоночника (нарушение осанки, идиопатический сколиоз, патологический кифоз, врожденные аномалии развития).

Лекция (2 часа)

Методология диагностики деформации позвоночника, особенности рентгенологического обследования, принципы построения клинического диагноза.

Лекция (2 часа)

Классификация методов лечения при ортопедической деформации позвоночника. Тактика при наблюдении. Показания для определения ведущего метода коррекции и стабилизации деформации позвоночника (ЛФК, корсетное лечение, хирургическое лечение). ЛФК, ее принципы и требования. Методология корсетного лечения, его особенности. Хирургическое лечение: современные подходы, принципы, техническое обеспечение. Диспансерное наблюдение при ортопедических деформациях позвоночника.

Практическое занятие (10 часов)

Клинический разбор и курация пациентов с ортопедическими деформациями позвоночника. Изучение методологии диагностики и лечения.

2.8. Спондилолистез (6 часов)

Практическое занятие (6 часов)

Классификация спондилолистеза. Особенности этиопатогенеза и клинического проявления. Спондилолиз. Диагностический алгоритм патологии. Тактика при наблюдении. Методология лечения. Показания к хирургическому лечению, его принципы и варианты. Диспансерное наблюдение при спондилолистезе. Составление алгоритмов диагностики и лечения пациентов.

Практическое занятие

Клинический разбор и курация пациентов со спондилолистезом. Изучение методов диагностики и показаний к оперативному вмешательству.

2.9 Профилактика детского травматизма (2 часа)

Лекция (2 часа)

Политика и стратегия Всемирной организации здравоохранения в области профилактики детского травматизма. Основные проблемы детского травматизма и пути их решения. Экономические издержки, вызываемые детским травматизмом. Профилактика травматизма – проблема социальной и экологической справедливости в мире и Европейском регионе. Программа профилактики детского травматизма в Республике Беларусь.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Идеология белорусского государства. Государственная политика в области охраны здоровья и ее направленность на обеспечение всех социальных групп населения качественной, доступной медицинской помощью, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактика заболеваний.
  • Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.
  • Врожденная косолапость.
  • Плосковальгусная стопа.
  • Вертикальный таран.
  • Фиброзная дисплазия трубчатых костей.
  • Костные кисты трубчатых костей.
  • Болезнь Гаглунда.
  • Болезнь Лег-Кальве-Пертеса.
  • Болезнь Осгуда-Щлятера.
  • Ультразвуковая диагностика в оценке тазобедренного сустава у детей.
  • Врожденные уродства конечностей.
  • Нарушения осанки.
  • Сколиотическая деформация позвоночника.
  • Кифотическая деформация позвоночника.
  • Спондилолиз и спондилолистез.
  • Реконструктивные остеотомии таза.
  • Рахит и его последствия.
  • Болезнь Блаунта.
  • Укорочение конечности.
  • Меры профилактики детского травматизма в Республике Беларусь.  

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Слушатели должны знать:

  • основы государственной политики в области охраны здоровья;
  • принципы построения клинического диагноза при ортопедических заболеваниях у детей;
  • показания к рентгенологическому обследованию детей и способы укладки пациентов при различных ортопедических заболеваниях;
  • показания для хирургического лечения при патологической разнице длины конечностей у детей;
  • показания к хирургическому лечению при дисплазии тазобедренного сустава у детей;
  • особенности клинической диагностики при хондропатиях различного генеза;
  • варианты хирургической коррекции при деформациях стоп у детей;
  • основные группы доброкачественных новообразований костей у детей и подростков;
  • показания для хирургического и корсетного лечения при ортопедических деформациях позвоночника у детей и подростков;
  • принципы и варианты хирургического лечения спондилолистеза;
  • современные подходы к профилактике детского травматизма в аспекте рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, уровень детского травматизма в Республике Беларусь и за рубежом.

Слушатели должны уметь:

  • интерпретировать рентгенологические данные при ортопедических заболеваниях у детей;
  • оценивать клинический результат хирургического лечения при патологической разнице дины конечностей у детей, устранять возможные осложнения;
  • дифференцированно подходить к выбору тактики оперативного вмешательства при дисплазии тазобедренного сустава у детей;
  • применять диагностический алгоритм при доброкачественных новообразованиях трубчатых костей у детей и подростков;
  • дифференцировать хирургическое и корсетное лечение у детей и подростков с ортопедическими деформациями позвоночника;
  • диагностировать клинические проявления спондилолистеза;
  • анализировать показатели детского травматизма и смертности детей от внешних причин;
  • осуществлять профилактические мероприятия среди населения, направленные на снижение уровня детского травматизма, его последствий и осложнений.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  • Белецкий, А.В. Асептический некроз головки бедренной кости у детей / А.В. Белецкий [и др.]. – Казань, 2010. – 255 с.
  • Деменцов, А.Б. // Болезнь Пертеса: этиология, клиника, патогенез, методы лечения / А.Б. Деменцов. Медицинские новости. – 2013. – № 7 – С. 18-24.
  • Медицинская технология корсетной коррекции деформаций позвоночника / Д.К. Тесаков [и др.] // Хирургия позвоночника. – 2010. - № 4. – С. 30-40.
  • Основы идеологии белорусского государства: учеб-метод. пособие / М.А. Герасименко, Т.В. Калинина [и др.]. – Минск: БелМАПО, 2014. – 28 с.
  • Соколовский, О.А. Коррекция деформаций тазобедренного сустава после аваскулярного некроза проксимального отдела бедра у детей / О.А. Соколовский // Новости хирургии. – 2012. - № 6. – С. 70-75.

Дополнительная:

  • Илизаров, Г.А. Чрескостный остеосинтез / Г.А. Илизаров // TransosseousOsteosynthesis. – BerlinHeidelberg: Springer-Verlag, 2005. – 800 p.
  • Колесов, С.В. Хирургия деформаций позвоночника / С.В. Колесов М.: Авторская Академия, 2014. – 272 с.
  • Ленке, Л. Остеотомия позвоночника / Л. Ленке, О. Боши-Аджей, Я. Ванг / пер. с англ. – М.; СПб: «Издательство БИНОМ» – «Издательство Мегаполис», 2016. – 232 с.
  • Михайловский, М.В. Хирургия идиопатического сколиоза: ближайшие и отдаленные результаты / М.В. Михайловский. – Новосибирск, 2007. - 455 с.
  • Нейштадт, Э.Л. Опухоли и опухолеподобные заболевания костей / Э.Л. Нейштадт, А.Б. Маркочев // СПб: Фолиант, 2007. – 344 с.
  • Новообразования костей плечевого пояса, грудины и рёбер / И.Р. Воронович [и др.] // Минск: «Бизнесофсет», 2010. –251 с.

Нормативныеправовые акты:

  • Клинический протокол «Диагностика и лечение пациентов с деформациями позвоночника в амбулаторных условиях», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от №
  • Клинический протокол «Диагностика и хирургическое лечение пациентов с деформациями позвоночника (сколиозом) с применением имплантируемых металлоконструкций и трансплантацией фрагментов костей с кортикальным слоем», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от №
  • Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 14.03.2016 №200 : с изм. и доп.
  • Об утверждении инструкции о порядке организации оказания медицинской помощи пациентам с некоторыми хирургическими заболеваниями : постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 08.05.2013 № 40.
  • О борьбе с коррупцией : Закон Респ. Беларусь от 15.07.2015 № 305–З.
  • О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь 18 июня 1993 г. № 2435–XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.06.2008 № 363-З: с изм. и доп.
  • О мерах по снижению антибактериальной резистентности микроорганизмов: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь
    от 29.12.2015 № 1301.
  • О порядке информирования населения об оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения и о порядке направления для получения медицинской помощи: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 02.11.2005 № 44 : с изм. и доп.

 

Разработчики:  

Заведующий лабораторией ортопедии и травматологии детского и подросткового возраста, доктор медицинских наук, профессор

О.А. Соколовский

Ведущий научный сотрудник лаборатории заболеваний и последствий травм позвоночника и спинного мозга, кандидат медицинских наук

Д.К. Тесаков

Ведущий научный сотрудник лаборатории ортопедии и травматологии детского и подросткового возраста, кандидат медицинских наук, доцент

А.Б. Деменцов

Ведущий научный сотрудник лаборатории заболеваний и последствий травм позвоночника и спинного мозга, кандидат медицинских наук

О.И. Дулуб

Заведующий консультативно-поликлиническим отделением, кандидат медицинских наук

Г.А. Урьев

Заведующий отделением детской травматологии и ортопедии, доктор медицинских наук, доцент

Г.А. Бродко

Ведущий научный сотрудник лаборатории ортопедии и травматологии детского и подросткового возраста, кандидат медицинских наук, доцент

С.Н. Сердюченко

Врач-ординатор отделения детской травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук

И.Э. Шпилевский

Оформление учебной программы и сопроводительных документов соответствует установленным требованиям

Заместитель директора по научной работе, доктор медицинских наук, доцент

__ _____________ 2017

О.Л. Эйсмонт
Начальник центра научно-методического обеспечения высшего и среднего специального медицинского, фармацевтического образования государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук

__ _____________ 2017

Е.М.Русакова

генштаб.png